Талант

В античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке как счётно-денежная единица и единица массы использовался талант. Его этимология: восходит к праиндоевропейскому *tel-, *tol-, что означает нести, по др.-греч. τάλαντον, по лат. talentum.

В Древней Греции талант был наивысшей весовой единицей в таблице мер, а слово τάλαντον означало весы; затем груз. Талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. Гомеровские таланты были в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Метрологи считают, что масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Также в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.

В гомеровскую эпоху также был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. О нем есть упоминание в 480 г. до н. э. в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гиммере, затем у писателей до II века до н. э. им обозначали весовую меру золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы.

В 1 таланте было 60 мин, 1 мина = 100 драхм, т.е. 1 талант = 6000 драхм. зависимости от переменных обозначений драхмы или мины количественное определение таланта было весьма различно.

Вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке, был прототипом греческих талантов. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила 16,8 кг (столько же, сколько гомеровский талант), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов.

Вавилонский талант был также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.

В древности одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным, но вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3.

По весу 1 царский талант = 60 царским минам, или 72 минам золота, или 54 минам серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9.

В современных мерах тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше.

1 финикийский талант (серебряный) = 43,59 кг, 1 еврейский талант = 44,8 кг, 1 персидский талант золотой = 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг.

Существование эгинской, древнейшей системы весовых мер, приурочивается уже к эпохе Ликурга. Она была принята в Спарте и в Аргосе в начале VII века. Отношение 1 эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон в 594 г. до н. э. ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). 1 серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг серебра. 1 талант = 60 мин, 1 мина = 100 драхм (драхма была реальной расчетной монетой того времени).

1 малый талант Птолемея = 60 малых птолемеевских мин = 20,47 кг.

1 большой талант Птолемея = 60 больших птолемеевских мин.

1 карфагенский талант = 60 мин = 27 кг = 60 шекелей.

 

Древнегреческая амфора. Талант по объёму равнялся одной стандартной наполненной водой амфоре

 

В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра).

В Новом Завете Иисус Христос рассказал притчу о господине, который дал своим трем рабам по одной монете под названием талант. Один спрятал свой талант в земле – зарыл его, второй его обменял, а третий – преумножил в три раза. Отсюда в христианстве распространилось тождество таланта с даром божьим.